Злословие

Злословие

Сегодня мы поговорим еще об одном грехе, который мы, зачастую, всерьез не принимаем, а потому и внимания на него сильно не обращаем. Хочется, чтобы вы увидели, что зря.

Злословие. Что означает это слово? Зло и словие – злые слова. Что вроде бы тут сильно страшного? Но давайте посмотрим, какое дают ему определение словари: «Неоправданная, чрезмерно грубая форма осуждения; злая, пристрастная, оскорбительная оценка людей или даже Бога.» «Злословие – это нападение и безнаказанность. Для совершения злого поступка надо хоть каплю решимости и мужества, за него можно пострадать и понести ответственность. В то же время слово для злословия не имеет материальной силы, но имеет неизгладимое значение, душевную зарубку для его адресатов. Единожды выскользнув, оно способно оставить несмываемый след. Это символическое желание уничтожить другого.» Посмотрите, как далеко мы, оказывается, зашли. Это желание уничтожить другого, тогда чем это не то же убийство?

Посмотрите, что сказал об этом великий Пушкин: «Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы.». И. И. Панаев ему вторит: «Злословие не щадит никого: оно подкрадывается, тайное и ядовитое, к репутациям самым чистым и непорочным и старается впустить в них свое жало и облить их своим ядом.»

Итак, так ли уж это безобидно сказать что-то плохое на другого? Злословие – злые слова. Что такое зло? Исходим из противоположного, значит – не добро. А что такое добро? Это всё, что по любви, с любовью. Тогда зло – это когда без любви. То есть, если вы что-то говорите, пусть даже и безразлично, но без любви – это уже зло. И подтверждение этого слова Христа : «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36-38)

А может вы скажете, что мы и не злословим. Тогда вспомните, сколько раз мы говорили про кого-то без любви, просто так, наше лично личное суждение, причем часто даже не зная толком ни ситуацию, ни человека. Просто лишь бы сказать своё мнение, вставить свои 5 копеек. А что за это может быть, давайте посмотрим, что нам говорит Библия.

Рассмотрим яркий пример, произошедший с Давидом и Семеем. «Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону царя. Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты — кровопийца.» (2Цар.16:5-8)

Ситуация – сын Давида Авессалом решил захватить власть и Давид вынужден был скрываться. И во время бегства ему встречается Семей, который начинает злословить и проклинать его, называя убийцей Саула и беззаконником. Были ли слова Семея правдой? Нет. Мы с вами знаем это точно, так как знаем подробно всю историю Саула и Давида. А знал ли это Семей? Скорее всего, нет. Он, конечно, знал основные события –смерть Саула, воцарение Давида, но как, что и почему происходило, скорее всего и нет, да это ему, как простому рядовому жителю и не особо нужно было.

Это точно так же, как сегодня происходят какие-то события, например, в руководстве нашей страны. Кого-то снимают, кого-то назначают, что-то происходит. Вы достоверно знаете, почему так было, истинные причины этого? Конечно, нет. Нам их никто не скажет, а чаще и нам неинтересно их знать. Но выносите ли вы какое-либо своё суждение по этим вопросам? Да, конечно же. А какое? Да такое, какое мне нравится, вот как хочу, так и скажу, как думаю, кто мне больше нравится. Сегодня все мы точно так судим о политике внутри нашей страны и политике в мире. Мы ругаем правительство, власть и т.д., хотя ничего там не знаем и не разбираемся! Вот так и Семей. Тем более Саул был из его рода. Значит, и знать ничего не надо. Всё равно виноват Давид. Понимаете теперь? Под этим Семеем скрывается любой из нас. Все мы так делаем.

Но что было дальше? « И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие.» (2Цар.16:9-12)

А здесь мы видим правильную реакцию Давида на злословие в его адрес. Как чаще всего мы поступаем в таких случаях? Обижаемся, начинаем выяснять отношения, тоже злословим, то есть принимаем на себя этот грех и тоже в нем увязаем. И становимся такими же виновными.

Но есть другой вариант, который показал нам Давид. Не обращать на него внимание, не принимать его на себя, и не мараться об него. Оставаться равнодушными к нему! Это очень хороший урок, запомните его!

Смотрим эту историю дальше. И возвращаемся к Семею. Ситуация меняется, и Давид уже не в бегах, а снова у власти. И что делает Семей, понимая, что ему не сдобровать теперь? «Когда переправили судно, чтобы перевезти дом царя и послужить ему, тогда Семей, сын Геры, пал пред царем, как только он перешел Иордан, и сказал царю: не поставь мне, господин мой, в преступление, и не помяни того, чем согрешил раб твой в тот день, когда господин мой царь выходил из Иерусалима, и не держи [того], царь, на сердце своем; ибо знает раб твой, что согрешил, и вот, ныне я пришел первый из всего дома Иосифова, чтобы выйти навстречу господину моему царю. И отвечал Авесса, сын Саруин, и сказал: неужели Семей не умрет за то, что злословил помазанника Господня? И сказал Давид: что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне мне наветниками? Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Не вижу ли я, что ныне я — царь над Израилем? И сказал царь Семею: ты не умрешь. И поклялся ему царь.» (2Цар.19:18-23) Давид не берет на себя ответственность судить Семея, оставляя этот суд Богу.

Но может ли остаться этот грех безнаказанным? Я думаю, когда вы обдуманно или необдуманно кого-то злословите, вот об этом вопросе вы точно не думаете.

И перед смертью Давид в числе наказов своему сыну Соломону говорит и следующее: «Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом». Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.» (3Цар.2:8,9) То есть, Давид, хотя и простил Семея и поклялся, что не убьет его, понимает, что тот должен как-то отвечать за свои поступки.

И Господь через Соломона дает Семею очень мудрое решение – читаем 3Цар.2:36-46.«И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей. И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время..» (3Цар.2:36-38)

Что это за наказание – жить в Иерусалиме и никуда не выходить? А это ведь тоже прообраз нашего прощения и спасения от наказания – смерти за грех. Что такое Иерусалим? Место нахождения Бога. То есть быть, как бы под Его крылом, спасаясь его благодатью и заместительной жертвой Христа от наказания за свой грех. Почему нельзя выходить? Потому что только находясь рядом с Богом, мы спасены, уходя от него, мы оставляем заместительную жертву и несем наказание сами.

« Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе. И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа. И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился.» (3Цар.2:39-41) Смотрите, почему Семей не исполняет указание царя? Ну как, сбежали 2 его рабов, его собственность, как он может потерять своё. И ради своего он забывает про всё, даже про основания своего спасения. Вот так и бывает. Как часто мы теряем Христа, вечность, спасение ради чего-то временного «своего». Хотя ведь это совсем не равноценные вещи.

«И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: «знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдешь куда-нибудь, непременно умрешь»? и ты сказал мне: «хорошо»; зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою? И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою! а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки! и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошел и поразил Семея, и тот умер».(3Цар.2:36-46) Вот так нелепо, ради собственной корысти и сребролюбия, люди порой теряют своё спасение. Поэтому, помните всегда Семея, чтобы не повторить его историю в своей жизни!

И если вы думали, что злословие это ерунда, ну, сказал и ладно, то вспомните еще пример с пророком Елисеем: «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.» (4Цар.2:23,24) Вот так. Ни много, ни мало – смерть сразу 42 маленьких детей. Кто виноват? Родители, у которых был этот грех и которые научили этому своих детей. И вот такая расплата за какие-то осуждения и обидные слова!

«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:11-12) Помните эти слова мудрого Апостола и следите за своими мыслями и своими словами, не забывая, что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.»

И в заключение одна притча.

Как-то раз пожаловался один человек мудрецу: — Все говорят, что я не умею держать язык за зубами, даже называют кляузником. Честно говоря, я много злословил в своей жизни. Как бы мне теперь исправить все необдуманные слова?

Мудрец сказал: — Возьми перьевую перину, поднимись на самую высокую крышу и развей перья по ветру. После возвращайся ко мне, я буду ждать тебя.

Человек мигом сделал все, что велел старец. Довольный, он прибежал обратно и спросил: — Ну что, теперь я все исправил?

— Нет, — ответил мудрец, — это была лишь часть задания. А теперь иди и собери все перья до одного.

Человек удивленно посмотрел на старца и понял, что тот дал ему хороший урок на будущее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *