Законничество-3

Законничество-3

Еще одна разновидность.

 В дополнение к ранее исследованных нами темах о видах законночества  рассмотрим более подробно шестой вид (из нашей схемы) – «расширение закона или добавление к нему своего». Более подробно Павел говорит о них в них в других своих Посланиях к церквам.

Начнем с Рим.8:12 -13. Итак, братья, мы ничем не обязаны нашему старому естеству, чтобы жить согласно старому естеству.   Ибо если вы живёте согласно своему старому естеству, то несомненно умрёте; но если вы живёте по Духу и непрестанно умерщвляете плотские дела, тогда вы будете жить.
         Выражение «умереть для себя», которое мы часто используем, не подразумевает «умерщвлять свою  плоть», как это понимается в аскетизме и мазохизме, о которых Павел говорит далее, что они не имеют духовной ценности.    Под «плотскими делами» понимаются здесь дурные привычки тела, произведённые старым естеством.   Пока верующий не научится постоянно и активно, при помощи силы Святого Духа, «умерщвлять» дурные привычки своего тела, к которым оно пристрастилось благодаря старому естеству, эти дурные привычки обязательно найдут способ проявить себя, что непременно приведёт к смерти, как физической, так и духовной, вечной. Но если он активно и постоянно сосредоточивает свой разум на Духе (о чем мы постоянно говорили в последних темах), он будет жить.

А теперь рассмотрим примеры распространенных заблуждений этого,  которые имели место во времена Павла, и которые широко распространены и в настоящее время. И Павел об этом предупреждает:  «Смотрите, чтобы никто не увлёк вас философией и пустыми уловками, следуя человеческой традиции, которая согласуется с природными началами вселенной, но не согласуется с Мессией.» Кол.2:8.

Кол.2:18-23. Никто да не лишает вас награды, заставляя заниматься умерщвлением плоти (самовольным смиренномудрием – синод.пер.) или служением ангелов. Подобные люди обычно увлечены собственными видениями и безрассудно превозносятся в своём мирском мировоззрении.
Они не способны держаться Главы, от которой всё Тело, поддерживаемое и скрепляемое при помощи суставов и связок, растёт так, как Бог даёт ему расти. Если же вместе с Мессией вы умерли для природных начал мира, тогда почему вас по-прежнему тревожат нормы этого мира, словно вы всё ещё принадлежите ему: с виду они и в самом деле могут показаться мудрыми, предлагая надуманное религиозное благочестие, показное смирение и аскетизм; но они не имеют никакой ценности, так как не способны удержать людей от потакания похотям старого естества.

В синодальном переводе ст.23 звучит так: «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».

Выделим 3 основных заблуждения, которые перечисляет Павел:

1) в разных переводах это — самовольный культ, надуманное религиозное благочестие, самовольное служение,  суеверие;

2) показное смирение, смиренномудрие ;

3) небрежение телом, изнурение тела, аскетизм, некоторое небрежение о насыщении плоти.

Первое — люди выбирают всегда для себя по собственному суждению, без всякого Божьего повеления. Итак, нам весьма нравятся человеческие предания, согласующиеся с нашим характером, ибо всякий легко обнаружит в собственном сознании соответствующие им идеи.  Об этом мы уже говорили, рассматривая Гал.4:8-10.

Второе же состоит в смирении, говорящем, что надо равным образом слушаться Бога и людей, и не следует отвергать даже то, что люди возложили на других несправедливо. Действительно, подобные предания имеют свойство казаться наилучшими упражнениями в смирении. Но преступно то послушание, извращенно и святотатственно то смирение, которые приписывают людям божественный авторитет. Мы должны хорошо помнить следующее правило: смирение, которое мы должны выказывать Богу, состоит в том, чтобы просто слушаться Его повелений, а не исходить из нашей собственной мудрости. Смирение же по отношению к людям преследует ту цель, чтобы каждый посредством любви подчинял себя другим.

И, наконец, третье: проявление беспощадности к телу, которое, на первый взгляд, весьма способствует умерщвлению плоти. Но Павел велит распрощаться с подобным мнением, которое практически является  мишурой. Ибо высокое в глазах людей перед Богом часто является мерзостью. Да и небрежение телом не столь уж важно, чтобы выдавать его за почитание Бога. И когда заявляют, что воздержание от пищи подавляет буйство плоти, ответить на это весьма легко: это не повод воздерживаться от какой-то определенной пищи, но повод воздержанно питаться тем, чем мы питаемся, как для того, чтобы трезвенно и умеренно распределять дары Божии, так и для того, чтобы более обильные пища и питие не привели нас к забвению божественного. Поэтому апостолу было вполне достаточно сказать, что все это – притворные личины, дабы колоссяне, услышав его предостережение, не внимали никаким лживым предлогам.

      Павел  всегда порицал   учение, наставляющее вовсе отбросить заботу о теле. Ведь Бог, запрещая нам потакать телу чрезмерно, одновременно заповедует заботиться о нем, насколько это необходимо. Поэтому Павел в Рим.13:14 («Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти») осуждает попечение о плоти не в общем и целом, но лишь постольку, поскольку оно служит похоти. Не пекитесь о плоти, – говорит апостол, – к вожделениям. Итак, что же порочного находит Павел в осуждаемом им этом заблуждении? То, что они никак не чтят насыщения плоти, то есть, даже такого, которого требует необходимость. Ибо насыщение означает здесь среднюю сытость, ограничивающуюся простыми велениями природы. Таким образом, насыщение противопоставляется здесь вожделению и всяким излишествам. Природа довольствуется малым. Поэтому отказывать ей в том, что она требует для удовлетворения жизненных нужд, столь же нечестиво, сколь и бесчеловечно.

  В этих стихах говорится о бесполезности аскетизма, который является попыткой достичь святости строгим изнурением тела, смиренномудрием   и даже самоистязанием. Поскольку речь главным образом идет о вещах, истлевающих от употребления, аскетизм бессилен удержать от греха или привести человека к Богу. Если разумный уход за телом и воздержание имеют временное значение,   то для вечности это ничто, и все крайние проявления аскетизма служат только угождению плоти. И очень часто аскеты стремятся лишь к тому, чтобы произвести впечатление на публику своей видимой святостью. Их плодом становится только мнимая мудрость, а произрастают они из показного смирения (то есть поистине греховной гордости, выдающей себя за смирение) и не имеют ничего общего с требованиями Нового Договора.
Ересь, развившаяся в Колоссах, в результате этих заблуждений, фактически превратилась в законничество, которое не имело никакой ценности, так как не было способно удержать людей от потакания похотям старого естества.

Иисус не принёс нам новую Тору, Он следовал её истинному смыслу и тем самым «исполнил» её, то есть «наполнил до краёв» (Мат. 5:17). Он утверждал, что Тору нельзя заменять человеческими традициями, что изначальный замысел Бога должен оставаться неизменным, что дух Торы должен иметь преимущество над буквой, что послушание Торе отныне подразумевает также следование за Ним Самим  и руководство Святого Духа.   Павел подчёркивал те же самые моменты.
И мы сегодня должны прийти к следующему выводу: чем Тора не является, и согласно Божьему замыслу, и по своей природе, так это законничеством. Павел заканчивает исследуемое нами Послание Галатам о разоблачении законничества лаконичным пожеланием: «Носите бремена друг друга — таким образом вы сможете исполнить истинный смысл Торы, раскрываемый Мессией.» Гал.6:2

На самом деле те люди, которые несут бремена друг друга, свидетельствуя этим о своей любви к ближнему (Гал.5:14), исполняют истинный смысл Торы, раскрываемый Мессией, Торы, которую он не отменял. Это не новая Тора, не новая заповедь. Напротив, «это древняя заповедь, которую вы имели с самого начала» (1 Ин, 2:7). Или по-другому «…давайте делать добро всем, а особенно сообществу людей, которые доверяют и сохраняют верность Богу» Гал.6:10

И закончить это долгое размышление об отступлениях в виде законничества хочется  опять же словами Павла: «Те, которые по-прежнему сеют в поле своего старого естества, угождая ему, в конце концов, пожнут разрушение; а сеющие в поле Духа, пожнут от Духа вечную жизнь.» Гал.6:8.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *