Законничество-2

Законничество-2

 (продолжение)

Комментарий к  Галатам 4 и 5 главы.

В процессе рассмотрения прошлой темы возникли мнения, что вера может возникнуть и при исполнении дел, то есть дела также могут быть первичны. Рассмотрим, соответствует ли это истине. Что говорит об этом Библия?

Рим.10:17 «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия». Исходя из этого, вера может возникать только от слышания слова Божия, когда дается Святой Дух, но никак не от дел. Еф. 2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:  не от дел, чтобы никто не хвалился.» Добавим это в составленную нами  в прошлый раз схему:

 

                             СЛОВО  БОЖЬЕ

                                           !

                           НАШЕ СЛЫШАНИЕ   (Слушай, Израиль!)

                                           !

                                СВЯТОЙ ДУХ  

                                           !

                                     В Е Р А

доверие и верность Христа Отцу  +  мое доверие и верность Христу

                                            !

                                     Д Е Л А

                   исполнение закона по Духу

                                           !

               ПОДЛИННАЯ  ВЕРНОСТЬ БОГУ

                                        

То есть вера и дела здесь есть следствие воздействия Святого Духа, и совершаются они, таким образом, по Духу.

Изобразим эту же схему по-другому, когда первичны дела:

 

                                        ДЕЛА

            исполнение закона нашими собственными силами

                                  и по букве

                                          !

                           ЗАКОННИЧЕСТВО

                                          !

                                     ГРЕХ

       Рим.14:23 «…а  все, что не по вере, грех.»

 

Отсутствие Духа в данном случае не может привести нас ни к верности Богу, ни к  каким духовным плодам, и, наоборот, возвращают нас обратно ко греху, а следовательно, при таком раскладе нет и никаких шансов на оправдание и спасение.

Данный путь был уже опробован и пройден евреями после получения ими закона на горе Синай.  Тогда еще не было жертвы Христа, а в связи с этим и не было оснований для истинной веры (смотри схему — на чем строится вера). Но народ надо было сохранить и приготовить к этой вере, поэтому закон стал здесь только путеводителем ко Христу (Гал.3:23-25)  и выполнял функции защиты и разъяснения того, что является грехом. Как мы видим из истории Израиля основанием для   его спасения он, к сожалению, не стал. В связи с чем и нужен был другой, новый завет, который принес Христос. И только те из евреев, которые приняли его, а следовательно, начали свой путь к Богу через веру, могли быть признаны праведными и получить шанс на спасение.

Стихи 22-23 в 4 гл. напоминают нам о том, что Тора говорит об Аврааме и его двух сыновьях. Один из них, Измаил, был рождён от рабыни Агари. Страх перед тем, что Бог не даст им ребёнка, вынудил Авраама и Сарру воспользоваться способностью их служанки Агари к деторождению. Подобным образом они решили ускорить ход событий своими жалкими усилиями и «осуществить» обещание Бога, и всё это делалось в результате ограниченности человеческих возможностей (буквально «по плоти»; см.Рим. 7:5). Или по-другому, можно сказать, исполнение закона по букве. И это рождение от рабыни – рождение детей для рабства.
В противоположность этому, Исаак был рождён от свободной женщины, Сарры, благодаря чудотворной силе Бога, исполняющего Своё обещание (буквально «через обещание»), данное им Сарре в Книге Бытия 18:9-15. Или назовем это исполнение закона по Духу. Данное же рождение от свободной – делает детей свободными.

Таким образом, исполнение закона, имея Духа и веру, дает человеку подлинную свободу, а исполнение закона без веры и Духа толкает человека в рабство законничества и греха.

 Гал.5:1. Свобода — вот ради чего освободил нас Мессия! Потому, будьте тверды и не позволяйте вновь навязать вам ярмо рабства.
Эта свобода заключается в доверии, верности и любви (ст. 5-6, 13-14,22), и она приносит добрые плоды (ст. 22-23), так как вдохновляется Святым Духом, живущим в нас, при этом наше старое естество предано смерти (ст. 5,16-18, 24-25). В противоположность этому, законническая жизнь (ст. 1-4,13) производит всякого рода грехи (ст. 15,19-21,26), поскольку находится под властью старого естества (ст. 16-18,24). Если мы живём Духом, всё, что происходит вокруг нас, на благо нам (Рим. 8:28), а стезя, по которой мы идём, становится всё светлее.

Что такое ярмо рабства?   Библия говорит нам, что ярмо  или иго закона нужно нести с радостью (Деят. 15:10). Если же признать, что Тора в первую очередь требует доверия и верности, тогда, как говорит Иисус: «Моё иго (иго послушания истинному смыслу Торы в Его толковании ) легко, и ноша моя не тяжела» (Мат. 11:28-30). Иго закона становится рабством только тогда, когда Тора превращается людьми в законничество.

И свобода, даруемая нам Христом, должна стать нам не поводом к угождению плоти, а чтобы любовью служить друг другу. (5:13). Суть всей Торы (всего закона), как пишет Павел, можно выразить в одном предложении —  Лев.19:18 «Люби ближнего, как самого себя.»  В иудаизме есть ряд таких центральных истин Торы, кратко излагающих её суть: один из наиболее известных отрывков, перечисляющих некоторые из них, находится в Талмуде:
‘Раби Симлай сказал: «Шестьсот тринадцать заповедей были даны Моисею: 365 запрещающих, что равно числу дней в году, и 248 предписывающих, что равно количеству человеческих органов. Пришёл Давид и сократил их до одиннадцати [Пс.14]. Затем Исайя сократил их до шести [Ис.33:15-16], Михей до трёх [Мих.6:8], и вновь Исайя до двух, как сказано: «Сохраняйте суд и творите правду» — [Ис.56:1]. Затем Амос сократил их до одной; «Ищите Меня и будете живы» [Ам.5:4]. И Аввакум: «Праведный своею верою жив будет» [Ав.2:41]’.

Духовные плоды, как мы видим,  появляются не в результате усилий (законнического следования правилам), а произрастают естественным образом — из веры. (5:22-23) «Дерево познаётся по плодам», — говорил Христос.

В противоположность плодам Святого Духа, плоды законничества — это «вражда, ссоры, ревнивость и раздражительность; эгоистичные стремления, разделения, интриги и зависть»  Гал.5:20,26.

Теперь, исходя из того, что мы узнали, еще более расширим составленные  нами вначале схемы:

 

                             СЛОВО  БОЖЬЕ

                                           !

                           НАШЕ СЛЫШАНИЕ  

                                           !

                                СВЯТОЙ ДУХ  

                                           !

                                     В Е Р А

доверие и верность Христа Отцу  +  мое доверие и верность Христу

                                           !

                              С В О Б О Д А

                                           !

                                     Д Е Л А

                   исполнение закона по Духу

                                           !

               ПОДЛИННАЯ  ВЕРНОСТЬ БОГУ

                                           !

                           НАШИ ПЛОДЫ  ДУХА

                                     (Гал.5:22-23)

                                          !

              Благодаря чудотворной силе Бога

 

И противоположная – без веры:

 

                                        ДЕЛА

            исполнение закона нашими собственными силами

                                  и по букве

                                          !

                              Р А Б С Т В О

                          ЗАКОННИЧЕСТВА

                                          !

                                     ГРЕХ

       Рим.14:23 «…а  все, что не по вере, грех.»

                                         !

                             ПЛОДЫ ПЛОТИ

                              (Гал.5:19-21)

                                        !

          результат ограниченности человеческих

                           возможностей

И, наконец, вернемся к нашему определению законничества. В 4 и 5 главах давайте   найдем его новые виды   и добавим их к нашему ранее составленному перечню.

Итак,  Гал.4:8-10 —  Верующие из язычников не повинуются Торе, а порабощают себя законничеству в том случае, если они   возвращаются к своим прежним идолопоклонническим обрядам, каким-то особым дням и праздникам,  которые вполне естественно и непосредственно связаны с  «немощными и жалкими духами природы», в которые они верили и которые соблюдали в язычестве.

Исходя из этого, законничество   есть не что иное, как разновидность служения немощным и жалким духам природы (бесам), ничуть не лучшая, чем то идолопоклонство, которое люди перед этим отвергли.

При этом язычник, который полагает, что может заслужить расположение Бога, приспособив свои религиозные обряды к Божьей практике, нарушает закон и подчиняет себя законничеству.

Гал.5:2-4 —   язычники,   которые услышали от иудействующих, что они должны не только поверить в Иисуса, но также стать евреями, чтобы Бог мог принять их. К сожалению, и сегодня есть немало таких случаев. Язычники, прислушивающиеся к подобным словам и обрезывающиеся, либо начинающие соблюдать еврейские праздники или обычаи не оттого, что испытывают радость приобщения к наследию еврейского народа и не из-за духовного отождествления с ними, а из страха от неправильных убеждений  их  в том, что, если они не будут делать всего этого, Бог не примет их; теряют преимущество Мессии и отпадают от Божьей благодати именно потому, что пытаются на основании законничества (буквально «посредством закона») добиться того, чтобы Бог признал их праведными в судебном порядке.
Истина же состоит в том, как говорит нам Павел, что теперь, когда пришёл Христос, язычник становится частью Божьего   народа через веру в Бога и Божьего Сына (а не через прохождение специальных обрядов, как было ранее). Это влечёт за собой оставление грехов, стремление заслужить Божье прощение и погружение в Христа (Гал.3:27). Однако становиться евреем ему для этого не нужно. Если же он возвращается к прежней процедуре присоединения к Божьему народу, он отвергает Христа и принесённую им новую процедуру. Как трагично, что верующий язычник, которого Бог уже провозгласил праведным на основании одной только его веры (доверия), чувствуя неудовлетворённость и прислушавшись к ошибочному учению   о том, что одной веры недостаточно, может утратить всё, что Бог дал ему по Своей милости! И проблема здесь, конечно, не в том, что язычник пытается стать евреем, ведь в этом нет ничего плохого. Проблема в том, что язычник не верит в спасение, пока он не стал евреем. А это уже заблуждение.

Таким образом,

                            ЗАКОННИЧЕСТВО – это:

1.Дела, основанные на незнании или неправильном понимании Божьего способа оправдания людей, или основанные на своем собственном способе оправдания. По-другому, самоправедность

  1. Дела без веры ( доверия и верности)
  2. Дела без любви
  3. Служение немощным и жалким духам природы (прежним суевериям)
  4. Исполнение закона в части (не в полном объеме)
  5. Добавление к закону своего (расширение его)

                                         !

                               и всё это:

                 НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА

                  И НЕПОСЛУШАНИЕ ЕМУ

 

Последний пункт – «добавление к закону своего или расширение его»   имел широкое распространение в Израиле, вспомните только их Талмуд и, как пример, многочисленные предписания по поводу соблюдения субботы и критику Иисуса на всё это. К сожалению, и сегодня этот вид законничества  процветает. Это будет у нас отдельной темой исследования, а пока как пример можно привести следующее. Даже в таком важном и нужном вопросе, как смирение, оказывается, можно зайти так далеко, и требовать от людей совсем не того, что хочет от них Бог, впрочем, как и ранее в вопросах с субботой.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *