Воспитание детей (часть 2)

Воспитание детей (часть 2)

Давайте продолжим этот очень важный разговор о воспитании наших детей, а вместе с тем, как вы уже поняли, и о воспитании нас самих. Сегодня мы рассмотрим конкретные случаи, описанные в Библии для нашего научения и наставления.

И начнем мы со 2 главы 1 книги Царств, где встречаемся со священником Силома Илием и его сыновьями Офни и Финеес. Илий был хорошим священником и добросовестно нес служение Господу. Но вот сыновья его: «Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу… И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.» (1Цар.2:12,17)

Как реагирует на это Илий? «Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.» (1Цар.2:22-25) Илий, узнав об этом, поговорил с ними и отчитал их, но, к сожалению, они не слушали его. Почему? Потому что было уже поздно. Что-то было упущено в их воспитании уже гораздо раньше. Мы читаем «ибо Господь решил уже предать их смерти». Господь может предать смерти только в том случае, если человек уже не слышит голоса и обличений Святого Духа (так называемая хула на Святого Духа), то есть человек настолько закоренел и укрепился в своем грехе, что с ним уже ничего не может сделать даже Бог.

Как так получилось — у уважаемого порядочного священника, добросовестно несшего свое служение, болеющего всей душой за дело Господа, посвятившего всего себя этому служению, вдруг выросли дети, не знающие Господа? Вопрос очень сложный. Как часто сегодня у хороших порядочных людей дети вырастают преступниками, наркоманами, алкоголиками, да и вообще просто нехорошими людьми. Почему? Причины могут быть, конечно, разные, но может быть, у нас просто часто (как мы говорили в прошлой теме) не оставалось времени на наших детей. Мы можем быть заняты делами – своими, производственными, служением, карьерой, чем угодно, и это у нас получается просто отлично, мы добиваемся в этом хороших результатов и рвемся еще более вперед. А дети? Дети в это время растут сами по себе. Мы думаем, что с ними всё успеем потом – и поиграть, и поговорить, и обсудить их дела, и в чем-то наставить. А потом вдруг замечаем, что дети как-то вдруг уже выросли, у них свои интересы, они не слушают и не понимают нас и совсем не желают с нами что-то обсуждать.

Родители, остановитесь в этой своей суете земной! Оторвитесь от своих дел, занятий и увлечений! Подумайте, что Бог, давая нам детей, дал нам и обязанность послужить и Ему, и детям, и себе. Мы должны воспитать и себя, и ребенка. Это – главное дело нашей жизни! Ни карьера, ни богатство, ни любимое занятие, ни даже служение людям – не это главное! Ваш ребенок – вот, в первую очередь, на что должны быть направлены все ваши и духовные и физические силы. А всё остальное – уже приложение к этому. Тогда и мы будем иметь шанс на спасение, и дети наши тоже. Когда-нибудь мы все это поймем, жалко только, если это будет уже поздно.

Я думаю, что никто из нас не хотел бы услышать от Господа такие слова, какие были сказаны Илию: «Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?.. Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем; и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни, Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.» (1Цар.2:29,31-34) Конечно, Илия, этого совсем не хотел, но он оказался виновным в смерти своих сыновей и наказании будущих потомков. Поэтому, помните, что мы ответственны за то зло, которое могли бы предотвратить, но не предотвратили, как если бы сами его совершили.

Другой пример. Великий царь Израиля Давид, «муж по сердцу Моему» называет его Господь. И какие уроки воспитания преподает он нам! Промахи в его жизни и ошибки в воспитании слишком серьезно сказались и на его судьбе и на судьбах его детей.

Начнем с того, что он набрал себе много жен, что уже вносило разногласия между детьми, кроме того, часть из них были еще из языческих народов. Это не заставило себя долго ждать. Первый сын Амнон, родившийся от Изреелитянки, влюбился в свою сестру Фамарь, дочь другой жены Давида, что было вполне распространено у языческих народов, но недопустимо у Израиля. Хитростью он добился своего и взял ее, обесчестив, после чего просто выгнал ее. В результате девушка не могла больше выйти замуж, и всю жизнь вынуждена была прожить одна, без семьи. Брат Фамарь Авессалом (тоже, кстати, сын язычницы – дочери царя Гессурского) ждал, что отец надлежащим образом накажет своего старшего сына за это преступление. Но не дождавшись этого, Давид, хоть и разгневался, но почему-то не принял никаких мер по отношению к провинившемуся сыну, Авессалом из мести за сестру убивает Амнона, после чего убегает из дома.

Чем была спровоцирована эта ситуация? Неправильным отношением Давида и к семейным ценностям, и к воспитанию детей. Мы видим, что Давид очень любил своих детей, но был очень мягкотелым, так сказать, и не желал подвергать их наказаниям. Но принцип Божьего воспитания в следующем: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.» (Прит.3:12) «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.» (Прит.23:13,14) Как видим, справедливое и нужное наказание спасает душу. А отсутствие наказания зачастую может погубить. И заметьте для себя, если Давид не наказывал сыновей, их наказывали другие, их наказывала сама жизнь.

Что было дальше? Через какое-то время Давид, опять же из любви к сыну, разрешает беглецу Авессалому вернуться домой. И опять никакого наказания, и серьезного реагирования на преступление уже Авессалома. Результат этого – Авессалом приготовил против него заговор и захотел, свергнув Давида с престола, захватить его власть. Здесь страдает уже не только семья Давида, в эту войну втянуты все израильтяне, горе и лишения для всех. Давид с верными ему людьми вынужден скрываться по горам. Как итог, происходит сражение с войском Авессалома, и тут Давид из-за какой-то слепой любви к сыну и не видя при этом страданий других людей, которые причиняет им этот его сын, требует от своих воинов ни в коем случае не убивать его. Но мудрые воины не послушались его, и Авессалом, заговорщик и возмутитель мира и спокойствия в Израиле был убит.

Таким образом, непосредственным плодом воспитания Давида стали смерти 2-х его сыновей и разрушенная жизнь дочери. Как видите, в своей жизни мы можем, как созидать и давать жизнь, так и разрушать и убивать. Я думаю, вы поняли уже, сколько мудрости нужно, чтобы не промахнуться в воспитании. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.» (Иак.1:5)

Основная цель Бога – спасти человека, вернуть его домой. Поэтому все действия Бога направлены сегодня на это. И давая нам возможность иметь детей, Бог, в первую очередь, преследует одну цель – воспитать и изменить нас, а затем, с нашей помощью и наших детей. Заметили: изменить и воспитать в первую очередь нас, то есть с рождением детей мы должны изменяться, становиться другими, лучше, чище. Если наша жизнь раньше была направлена только на удовлетворение собственного «я», то появление маленького человечка должно переключить нас с этого «я» на удовлетворение интересов этого ребеночка. Теперь уже не как я хочу, но как он. Принцип смирения в действии. Жаль только, что мы и здесь находим лазейки, как сохранить это свое «я». Можем кидать ребенка бабушкам, дедушкам, няням, или как крайний случай, вообще отказаться от него. Почему? Потому что он нарушает все мои планы, он не вписывается в мной нарисованную мою жизнь. Вот поэтому сегодня так много горя, нелюбви и ненависти.

Еще раз повторю, воспитание ребенка – основное и самое главное дело всей нашей жизни, если Бог дал нам этого ребенка. Пересмотрите свое отношение к нему, не пренебрегайте им, исполняйте его со всей ответственностью. Ибо от этого зависит и наша жизнь, и наше спасение, и жизнь и спасение наших детей. А наши дети должны затем должным образом воспитать и своих детей. И как мы это сделаем, зависит только от нашего правильного отношения к этому вопросу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *