Сетование

Сетование

«Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои». Пл. Иер. 3:39

Сетовать  по словарям – это жаловаться на кого-то или что-то, плакаться, роптать, пенять. Это то, что присуще большинству из нас, и то, что мы слишком часто делаем в своей жизни. Почему? Потому что часто получается не так, как мы хотим, потому что часто нас постигают неприятности, проблемы, неудачи, беды. И что мы в таких случаях делаем? Плачемся, жалуемся, ропчем, обвиняя при этом вся и всех, только, конечно, не себя. Вы заметили, что у нас всегда виноват кто-то, а если не нашли этого «стрелочника», тогда что-то. Но всё равно, точно не я.

И что на это говорит нам Бог? Зачем ты сетуешь, ищешь виновного, а себе оправдание? Не нужно этого делать. Смотри в себя, в свои мысли, дела, поступки, и сетуй только на грехи свои, а ни на что другое.

Давайте попробуем подробнее разобраться в этом. Прочитаем 3 главу Пл.Иер.с 1 по 41 стих. И разберемся с ней, используя прекрасный комментарий-толкование Мэтью Генри, написанный им еще в 1710 году.

Как бы плохо ни обстояли дела Божьего народа во времена Вавилонского пленения, как бы плохо ни обстояли сегодня наши дела, но мы должны знать, что  лишь благодаря милости Божьей они не обстоят еще хуже. Мы испытываем горе от жезла Его, но по милости Господа мы не исчезли (ст. 22). Когда мы в беде, то для ободрения веры и надежды следует отметить все «за» и «против». Дела обстоят плохо, но могло быть еще хуже, и поэтому всегда есть надежда, что они изменятся к лучшему.

Действительно ли благо человеку, когда он несет иго в юности своей (ст.27) и в каких ситуациях так получается? Учитывайте, что юность здесь понимается не только физическая, но и духовная.

  1. Так происходит, когда мы спокойны и покладисты в страданиях, когда мы сидим уединенно и молчим, а не мечемся из стороны в сторону к разным людям с жалобами, усугубляющими наши бедствия, и проявляем недовольство Божьим провидением, коснувшимся нас. Когда удаляемся в уединенное место, чтобы во дни несчастья поразмышлять и посидеть в уединении, чтобы поговорить с Богом и со своим сердцем, заглушая все недовольные и подозрительные мысли, возлагая руку на свои уста, чтобы сохранить свой мир, подвергаясь суровому испытанию. Неся иго, мы должны хранить молчание, как и те, кто надел его на нас: не снимать своевольно его со своей шеи, а терпеливо подчиниться ему, раз оно возложено Богом. Когда страдающие с юности приспосабливаются к своим страданиям, прилаживают свою шею к ярму и учатся соответствовать цели, которую преследует Бог, пославший эти страдания, тогда они увидят, что для них благо носить его, ибо после, наученным через него, доставляет мирный плод праведности.
  2. Так происходит, когда мы смиряемся и несем свои страдания. Иго приносит благо тому, кто полагает уста свои в прах, кто не только положил руку на уста свои в знак покорности воле Бога в страданиях, но и полагает уста свои в прах в знак скорби, позора, отвращения к самому себе при воспоминании о грехе, кто доведен до бедственного положения и изменен, повергнут и покорен. И мы должны подобным образом смирить себя. Тогда, может быть, еще есть надежда. Если есть какой-либо способ обрести и сохранить добрую надежду в страданиях, то это данный путь.

Заметьте: кто искренно смирился из-за греха, тот будет рад обрести добрую надежду через благодать на любых условиях, и готов ради этого положить уста свои в прах; кто хочет обрести надежду, тот должен это сделать.

  1. Так происходит, когда мы кротки и сострадательны к тем, кто является инструментами наших бедствий, когда нами владеет дух прощения (ст. 30). Благо от ига тому, кто подставляет ланиту свою бьющему его или, скорее, обращает к нему другую щеку (Мат 5:39), а не отвечает ударом. Иисус оставил нам пример подобного поведения, ибо предал хребет Свой биющим. (Ис.50:6). Кто может вынести презрение и порицание, не воздавать ругательством за ругательство и горечью за горечь, кто, пресыщаясь поношением, хранит его в себе, не отвечает за обиду и не изливает поношение на тех, кто пресытил его самого, а изливает его пред Господом,  тот увидит, что благо человеку, когда он несет иго, и это даст ему духовное преимущество.

Итог таков: если от скорби происходит терпение, а от терпения опытность, то от опытности надежда, которая не постыжает. (Рим.5:3-5)

   И наступит время, когда  Бог милостиво повернется к Своему народу со своевременными утешениями соответственно времени, в течение которого поражал их (ст. 31,32). Страждущий раскаивается и терпелив, ибо верит, что Бог благ и милостив, а это в значительной степени побуждает к евангельскому покаянию и христианскому терпению. Мы можем поддерживать себя следующими соображениями:

  1. Хотя нас угнетают, но мы не оставлены; когда отец наказывает сына, то это не значит, что он лишает его наследства.
  2. Хотя нам временами кажется, что мы оставлены, когда утешения удерживаются, а спасение откладывается, но на самом деле это не так, ибо не навек оставляет Господь, противостояние с нами не будет вечным.
  3. В какой бы скорби мы ни пребывали, именно Бог допустил это, и в этом присутствует Его рука. Именно Он допускает горе, и поэтому мы можем быть уверены, что все устроено мудро и милостиво; оно дается лишь на время, когда появляется необходимость нам поскорбеть немного . «Об этом радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале, и чести, и славе в явление Иисуса Христа» 1Пет 1:6-7
  4. У Бога хранятся сострадания и утешения даже для тех, кому Он послал горе. Мы не должны думать, что раз Бог послал горе, то этот мир поможет нам. Нет, Тот, Кто послал горе, пошлет и помощь, или мы погибли. Та же рука, которая нанесла рану, исцелит ее. Он уязвил — и Он исцелит нас . «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: „Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его». Ос 6:1-2

Когда Бог поворачивается, чтобы оказать нам милость, то Он делает это не за наши заслуги, а по Своей милости, по великой благости Своей. Мы настолько недостойны, что только великая благость может помочь нам; и тогда чего только мы не можем ожидать от нее? А то, что Бог послал горе, не должно разуверять нас в наших ожиданиях.

Мы должны видеть и признать руку Бога во всех бедах, обрушившихся на нас в какое-либо время   (ст. 37,38). Этот принцип здесь изложен как великая истина, которая поможет нам успокоить свой дух, испытывая страдания, и освятить их для нас:

  1. Как бы ни поступали люди, но направляет их именно Божья рука. Кто это говорит: «И то бывает (замышляется план и приводится в действие), чему Господь не повелел быть?» Люди могут поступать лишь согласно совету Бога, иметь силу и успех лишь тот, который дан им свыше. «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его». Прит 16:9
    Сердце человека обдумывает свой путь: он планирует и ставит цели, он говорит, что будет делать то и то, но Господь управляет шествием его совсем не так, как он планировал и задумывал, и то, чего он ожидал, не произошло, если только не Божья рука и не Его совет ранее так предопределили быть. «Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», –вы, которые не знаете, что случится завтра; ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», –вы, по своей надменности, тщеславитесь; всякое такое тщеславие есть зло». Иак 4:13-16

«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим». Иер 10:23

  Халдеи говорили, что хотят уничтожить Иерусалим, и так произошло, но не потому, что так сказали халдеи, а потому что Бог повелел этому быть, и дал им поручение сделать это. Отметьте: люди всего лишь инструменты, которые использует великий Бог, и Он руководит ими, как Ему угодно при управлении этим   миром; без Него они не могут совершить ни одно из своих намерений.

  1. 2. Каков бы ни был жребий людей, именно Бог определяет его: «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» Конечно, это так; и это более ярко выражено в оригинале: «Разве это добро и это зло не исходят от уст Всевышнего?» Разве это не то, что Он определил и предназначил для нас? Да, это так; и для того, чтобы примирить нас с нашими страданиями, можно применить эту основную истину. «Это утешение я принял от руки Божьей, так неужели злого не буду принимать?» так убеждал себя Иов (Иов 2:10). Мы здоровы или больны, богаты или бедны? Мы успешны в осуществлении своих планов или не можем их осуществить? Все это предопределил Бог; всякий человеческий суд исходит от Него. Господь дал, Господь и взял; Он творит свет и тьму, как сделал это вначале. Все, что произошло, направлено Богом; дела Его рук согласуются со словами Его уст; Он говорит и исполняется; все Его намерения легко и действенно осуществляются.

  Мы не должны ожесточаться против Бога за какие-либо страдания, которые Он возлагает на нас (ст. 39): «Зачем сетует человек живущий?»   Кто необдуманно обвиняет Бога, тот, поразмыслив, должен обвинить себя в этом.   Что бы ни сделал Бог, мы не должны против Него открывать уст своих.  «Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.» Пс. 38:10

  Кто недоволен своим жребием, тот выражает недовольство Тем, Кто вручил его ему. Страждущие пленники должны были подчиниться воле Бога во всех своих страданиях. Заметьте: хотя мы можем изливать свои жалобы перед Богом, но не должны возносить жалобы против Бога. Как! Неужели может жаловаться человек живущий за то, что наказываются его грехи (английский перевод)? Приведенные здесь основания весьма убедительны:

  1.Мы люди- так давайте покажем себя людьми. Стоит ли человеку жаловаться?   Мы люди, а не животные, мы разумные творения, которые должны поступать благоразумно; давайте посмотрим вверх и вперед, и мы отовсюду сможем почерпнуть достаточно рассуждений, чтобы заглушить наши жалобы. Мы люди, а не дети, которые плачут из-за всего, что причиняет им неудобство. Мы люди, а не боги; подданные, а не господа; мы не принадлежим самим себе и не являемся собственными творцами; у нас есть обязательства, и мы должны подчиняться. Мы люди, а не ангелы и поэтому не должны надеяться, что будем избавлены от трудностей, как они; мы являемся обитателями не того мира, где нет печали, а этого мира, где обитает лишь скорбь. Мы люди, а не бесы и не находимся в таком же отчаянном, безнадежном и беспомощном положении, как они, и имеем то, что может нас утешить, но не их.

  2.Мы люди живые. Благодаря доброй руке Бога над нами мы все еще живы, хотя с каждым днем умираем; так стоит ли сетовать человеку живущему? Нет. У него есть больше оснований благодарить, чем жаловаться на бремена и бедствия жизни. Наша жизнь хрупка и нам не принадлежит, но мы живы; а живые должны славить, а не жаловаться. «Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне; отец возвестит детям истину Твою». Ис 38:19

Пока есть жизнь — есть надежда, и поэтому, вместо того чтобы жаловаться, что все плохо, мы должны ободрять себя надеждой, что положение дел улучшится.

  3.Мы люди грешные, и то, на что мы жалуемся, всего лишь наказание за грех; более того, это наказание намного меньше того, что заслуживают наши грехи. У нас нет оснований жаловаться на беду, ибо это результат наших дел, и мы должны в этом винить себя. Наше собственное нечестие наказывает нас. «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.»  (Прит 19:3).

У нас нет оснований ссориться с Богом, ибо Он праведен в Своих поступках; Он управляет всем миром, и поэтому необходимо, чтобы Он поддерживал славу Своего руководства, наказывая непокорных. Мы страдаем за наши грехи? Тогда давайте не будем жаловаться, ибо нам нужно сделать другое дело: вместо того чтобы роптать, нам нужно покаяться; а чтобы получить доказательство того, что Бог примирился с нами, мы должны прилагать усилия, чтобы смириться с Его святой волей. Мы наказываемся за грехи наши? Тогда мы поступим мудро, если покоримся и поцелуем розгу, ибо если будем продолжать идти против воли Бога, то Он накажет нас в семь раз сильнее, ибо когда Он судит, то превозмогает. Если же мы примиримся с Ним, то хотя и будем наказаны Господом, но не будем осуждены с этим миром.

 

А как вы? Сетуете на жизнь свою? Или вы уже возросли до понимания, что все, что мы получаем, это за грехи наши? Как вы переносите страдания, хулите или благодарите? Кто у вас «стрелочник» виновник ваших бед, я или Бог? Как считаете чего мы достойны сегодня, той жизни, что я имею, или же я достоин лучшей доли? Расскажите нам, что вы думаете об этом.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *