О благодарности

О благодарности

«За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе»,   1 Фес.5:18. В прошлую субботу мы говорили о нашем долге перед Богом, и одним из моментов этого долга мы назвали благодарность. Давайте сегодня более подробно поговорим об этом.

Как ранее Израиль выражал свою благодарность Богу? 1) в молитвах – каждая из них начиналась словами «Благословен Ты, Господи», 2) в пении псалмов, 3) в принесении благодарственных жертв, 4) участии в установленных Богом праздниках и служении в Храме (скинии). То есть и устами (словами) и делами.

Почему благодарить, мы уже говорили, да и 1 заповедь гласит: Я, Господь, Бог твой, который вывел тебя из рабства. Да не будет у тебя других богов. Наш Бог – Единственный, Кому мы обязаны всем (без Него нас просто бы не было) и Кто заботится о нас. Поэтому, мы не должны забывать об этом.

В чем же суть этой благодарности? Рассмотрим это на примере благодарственных жертв. Лев.22: 29-30. «Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение;  в тот же день должно съесть ее, не оставляйте от нее до утра. Я Господь.» ( а также Лев.7:11-15)  Отметим здесь сначала два момента: 1) эти жертвы (впрочем, как и все другие жертвы) должны быть принесены с соблюдением всех установленных для этого Богом правил. 2) Принесенная правильно жертва благодарности приносит вам благоволение Бога.

   Таким образом, можно принести благодарственную жертву и получить благоволение, а можно его лишиться. В чем смысл этой жертвы?

1) жертва должна быть обязательно из чистых животных или птиц, без изъяна. Богу должно отдаваться самое лучшее, отделенное для этого, а не то, что нам не нужно.

2) жертва должна была съедаться перед Богом.

Посмотрим, как толкует это библейский исследователь Мэтью Генри. Плоть мирной жертвы была Божьим угощением, и поэтому Бог хотел распоряжаться ею. Он повелел, чтобы она щедро использовалась для угощения друзей и благотворительно использовалась для помощи бедным; тем самым Господь хотел показать, что Он – щедрый покровитель, дающий нам всё обильно для наслаждения, – хлеб насущный на каждый день. Если это была жертва благодарности, то этим святым празднованием они должны были подобным образом засвидетельствовать о своей святой радости Божьей милостью. Этот закон был очень строг, и если владелец жертвы не съедал свою часть сам, в кругу семьи, с друзьями или не отдавал бедным в течение времени, ограниченного законом, или если какая-то часть оставалась, и он не сжигал ее (что было самым благопристойным способом распределения ее, так как жертвы на алтаре поглощались огнем), тогда его жертва не принималась и не засчитывалась ему.

3) Необходимо было съесть жертву в тот же день, не оставляя от нее до утра.  Как это понять в духовном плане? В  жизни  мы   ежедневно что-то получаем от Бога, как духовно, так и материально, что-то потребляем, что-то остается. Но каким должно быть это потребление? До утра. Это значит, не надо сохранять на потом, надо поделиться с другими, а оставшееся отдать обратно Богу, как дар Ему.

Сделаем сразу вывод: вся выгода от наших религиозных служений пропадает, если мы не используем жертвы и после их принесения не ведем себя правильно. Бог не принимает их, если они не оказывают должного влияния на нас самих. Если человек щедр в принесении мирных жертв, но неправильно употребляет их, то его жертвы не засчитываются, словно он и не приносил их; более того, это – осквернение. Заметьте: между Божьим благоволением и отвращением нет середины. Если мы и наши действия искренны и чисты, то наши жертвы принимаются, если же нет, то они – мерзость. Кто ест жертву после оговоренного времени, тот понесет на себе грех, то есть, истребится душа та из народа своего, как поясняется в главе 19:8, где этот закон повторяется. (Из Толкования Мэтью Генри 7 главы Левит).

Но почему такая благодарность является жертвой, если человек сам съедает? Жертва – то, что человек не съедает. Принцип: съел –оставь Богу, получил – пожертвуй, не сохраняй на следующий день, завтра будет новое благословение и новая жертва. С одной стороны человек пользуется, а с другой – многое оставляет и Богу, и всё это делается с радостью. А в чем реально, практически выражается эта жертва благодарности сегодня? В жертве посвящения. Бог мне помог, освободил от каких-то трудов, забот, и я эти освободившиеся ресурсы, свои силы должен посвятить Богу, сделать что-то для Него.  Взаимность должна быть. Бог проявил к нам любовь – и мы к Нему должны.

Исходя из этого, с Божьей точки зрения, благодарность – это жертва.

Так в чем должна тогда выражаться наша благодарность Богу? Суть этой благодарности – как начало, в хвале, а затем и в ответной любви, в жертве, в твердости в завете. Бог проявил Свою любовь к нам, принеся жертву, и в ответ, в благодарность за это у нас тоже должна быть любовь к Богу. Он принес жертву, и я принес жертву. А если я только произношу слова благодарности, не принося жертв для Бога, то это пустое, одна лесть.   Такое недопустимо и в человеческом общении и тем более, по отношению к Богу.

Но это отношения с Богом. А как быть во взаимоотношениях с людьми?   Какая здесь должна быть благодарность? Посмотрим Ин.5:44. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?»   Люди воздают почести друг другу и принимают их. Неверие, как видим, и у тех, и у других. Почему человек, воздающий славу другому и принимающий эту славу, названы неверующими?  Рассмотрим на примере Иисуса: Мф.15:34-36. «Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.  Тогда велел народу возлечь на землю.  И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу».  Кому Иисус воздал благодарение? Отцу.  А почему? Потому что Христос видел в этом промысел Божий, и то, что эти продукты оказались здесь не случайно. Мы же свои отношения выстраиваем чаще всего по горизонтали, видим человеческий труд и не видим промысел Божий, поэтому воздаем хвалу только людям и автоматически становимся неверующими. А кто принимает благодарность, что является его мотивом?  Поиск славы, человек ищет своего, не участвует в Божьем замысле, и тоже становится неверующим. Таким образом, если суть Божьей благодарности – это жертва, то человеческой –  тщеславие.

Сегодня, сделав что-то, мы зачастую просто выпрашиваем от других благодарность из собственного тщеславия, чтобы потешить свое самолюбие, получить определенную порцию славы.    А в этом нет любви, одно угождение человеку, которое чаще всего идет еще и не от чистого сердца, а в форме лицемерия.

Тогда что делать, надо ли благодарить людей? Может ли в славе и почтении человеку выражаться наше отношение к Богу? Рассмотрим это на примере. Лк.17:16. «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали  и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.  Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.  Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,  и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.»

Что происходит? Исцеленный прославляет громким голосом Бога, приходя к Иисусу и благодаря Его. Приходит к Тому, Кто исцелил его, через Кого Бог исцелил его и приносит благодарность Богу. И здесь мы видим искренние  чувства к Богу, которые проявляются, в том числе, и через благодарность человеку.

 А как быть, когда нас благодарят?

 Лк.17:7-10. «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.»
О чем говорит нам эта притча? То, что мы, исполняя предназначенное нам, не должны искать благодарности и делать это ради благодарностей и почестей. Ибо мы рабы ничего не стоящие и сделали только то, что должны были сделать. Собирайте себе сокровища на небесах, а не на земле. И любую ситуацию, которая с вами происходит, рассматривайте в вертикальном направлении, а не по горизонтали, то есть понимайте, что всё это произошло по промыслу Божьему, по Его воле, а не просто по желанию каких-то  хороших людей, и тогда вы всегда будете знать, кого нужно благодарить за это.

Когда человек делает что-то, он всегда ждет благодарности, но если он вдруг ее не получает,  у него происходит выбор: или не заметить и смириться, или обидеться. И это уже будет для него воспитательным процессом.

 Не ждите благодарности от людей, а если получаете, направляйте ее сразу же Богу, не забывая, что мы рабы ничего не стоящие.

   2 Кор.4:15 «Всё это делается ради вас, чтобы благодать, распространяясь на всё большее количество людей, переполняло их благодарностью и приносила славу Богу». Таким образом, как мы видим, благодать, идущая от Бога, должна переполнять людей благодарностью, а благодарность приносит славу Богу. Всё возвращается.

Итак, подведем итоги: 1) мы должны постоянно, за всё благодарить Бога,

2) благодарность Ему должна быть в наших сердцах, на наших устах и в наших делах и поступках,

3) благодарность должна быть искренней и чистой,

4) благодарность должна быть нашей жертвой посвящения себя Богу,

5) вознося благодарение Богу, мы благодарим и людей, через которых получили Божью благодать,

6) в то же время сами ни от кого из людей не ждем и не требуем благодарности,

7) а если получаем эту благодарность, то сразу направляем ее Богу.

И в заключение слова народной мудрости:

  • Благодарность нужна всем, она несёт добро в мир.
  • Надо всегда быть благодарными за всё, что имеем, и мы обязательно получим больше.
  • Надо выражать благодарность, тогда вокруг образуется облако позитива, обволакивающее всех, кто оказался рядом, и доброму примеру будут следовать все.
  • Надо учить детей видеть вокруг себя добро, и благодарить за него Бога и людей.
  • Надо говорить БЛАГОДАРЮ всему хорошему в жизни, всему доброму и в ответ получишь взаимность.

Изначально слово «благодарю» имело смысл – «я тебе  благо дарю», а слово «спасибо» звучало как «спаси тебя Бог». Они несли людям посыл добра и тепла, милости и благости, заинтересованность и участие в их жизни. А что это как не любовь?

На скамейке в парке сидел одинокий старичок. Рядом присели отдохнуть мама с маленькой дочкой. Старичок угостил девочку конфеткой. Та, умница, сразу сказала ему:
— Спасибо!
Старичок поинтересовался:
— Что за слово ты мне сказала?
Девочка подумала, что старичок не расслышал ее, и снова сказала:
— Спасибо!
Но тот опять спросил:
— А что означает это слово?
Девочка пожала плечами:
— Меня так мама учила говорить и папа.
— Очень хорошо, милая. Но понимаешь ли ты, что сказала?
Тут мама пояснила:
— Дочка поблагодарила Вас за конфетку. Так делают все воспитанные люди.
— Да-да, конечно. Но слово это особенное. Это не просто благодарность. Раньше эти слова были молитвой, полностью она звучала так: «Спаси тебя Бог». Ты мне сделал добро, и я молю Господа, чтобы Он спас тебя для вечной жизни: «Спаси Бог». Потом люди стали забывать про Бога, и всего одна буква исчезла. Все привыкли говорить «спаси-бо». Что это «спаси», ясно, а что такое «бо»?
Дедушка вздохнул:
— Люди часто забывают про Бога. Живут, как им вздумается, а так и погибнуть недолго. Вот поэтому те, кто помнит о Творце, молятся друг за друга: «Спаси тебя Господи. Спаси тебя Бог». А когда человек говорит, сам не понимая что, это не молитва получается, а что-то другое. Ведь так?
Дедушка склонил перед своими слушательницами голову:
— Вы простите меня. Совсем я вас заговорил. Но мне бы очень хотелось, чтобы такая светлая душа, как ваша дочурка, помолилась обо мне.
Старичок с трудом встал со скамейки, еще раз поклонился и, опираясь на тросточку, пошел по пустынной аллее.
— Спаси Вас Бог, — сказала ему вслед  девочка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *