Научи нас молиться

Научи нас молиться

 

К небу возносится невообразимое число бестолковых молитв. Так было и во дни Христа: язычники молились бестолково, ибо рассматривали молитву как заклинание. Фарисеи молились бестолково, ибо надеялись быть услышанными за свою праведность.

Подобное происходит и в наши дни. Множество христиан молятся бестолково, потому что не имеют ни веры, ни любви, потому что в своей «возрожденной» жизни ни разу не испытывали настоящего единения со своим Господом.

Хуже всего, когда молитву делают средством наказания. Так в сентябре 2009 года «Новая газета» опубликовала статью о Вале Перовой, послушнице, сбежавшей из Свято-Богословского монастыря. Корреспондент пишет:

«Вале скоро 17, но выглядит она как 13-летний подросток. Я спрашиваю, чем бы она хотела заниматься, когда окончит школу? Валя отвечает: «А я не знаю. Понимаете, я себя совершенно не знаю. Нам в монастыре говорили: «Вот вы думаете, что вы хорошие? А вы — твари и должны молиться о прощении…».

В монастыре жить было трудно, наказывали очень строго, почти ни за что. Посмотришь не так, воспитателю не понравится, может дать очень много поклонов земных, тысячу без отдыха делать, поставить на неустойчивый стул на всю ночь молиться. Спокойно могут лишить еды на день или на три дня. Бьют ремнем с пряжкой до синяков. А если в комнату зайдешь без  специальной молитвы, то тысячу раз заставят открывать и закрывать дверь и при этом читать молитву. Ходим на службу каждый день, хочешь ты или не хочешь, все равно заставят идти. Стоять было очень тяжело, службы длинные по 4 часа, а стоять надо, не шелохнувшись. Из-за этого у многих девочек больные ноги и у меня тоже. Врач запретила стоять больше 30 минут, но мы все равно стояли.

Летом мы работали на поле, а поле большое — 4 гектара (это детское поле). Работало нас немного, 20 человек девочек. Работали с 6-ти утра до 8 вечера. Уставали очень сильно, нас постоянно подгоняли, а ночью поднимали в 12 часов, и мы полтора часа вместе всей группой молились, а кто засыпал стоя, тех выгоняли в коридор на всю ночь молиться. Мне и еще одной девочке, Веронике Суриной, все надоело, и мы решили сбежать с монастыря».

  Худшего применения молитве вряд ли можно найти: после такого «обучения» открывается прямая дорога в «Союз воинствующих безбожников»! Если бы воспитатели руководствовались Библией, они поступили бы по-другому!

Согласно Библии, молитва есть самая желанная на свете встреча — встреча человека с Богом. Именно ощущение встречи с Богом рождает умиление, а умиление производит молитвенные слова, согретые жаром сердечной любви. Господи! Научи нас молиться, переживая общение с Тобою!

Этой встречи с Богом постоянно искали пророки. Давид просил: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя в святилище» (Пс.62:2,3).

Пророк Исайя взывал: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» (Ис.26:9).

Шотландский проповедник 18 века Роберт Макчейн был молодым человеком, однако, уровень его молитвенной жизни был необычайно высок. Его друг писал о нем: «…этот человек…вступил в тайные места пребывания святости Божьей, и поэтому в его словах «святой Отец» слово «Отец» включало в себя целый мир! Бог являлся Отцом этого человека. По тому, как произносилось это слово, вы могли увидеть и почувствовать, что этот человек – сын Бога!.. Но, кроме всего этого, какие звучали прошения! Как они были богаты, полны и духовны. Каждая фраза и слово были библейскими, а вся молитва, казалось, была новой главой из Библии…».

  Молитва Христа также мощно воздействовала на сердце человека, как и проповедь. Безымянный ученик был так впечатлен молитвой Иисуса, что взмолился о том, чтобы научиться молитве. Настоящая молитва никого не оставляет равнодушным и не бывает тщетной.

В течение первых четырех столетий христианская церковь была сильна молитвой. Ириней Лионский, крупнейший богослов второго века писал:

«Они [еретики] не могут воскресить мертвого, как воскрешали Господь и апостолы своей молитвою или как часто случалось, что когда среди братьев возникала нужда, то вся поместная Церковь пребывала в посте и усиленной молитве, и душа умершего возвращалась: человек был дарован по молитвам святых».

Когда христианская церковь стала государственной во времена Константина, этот огонь молитвы почти погас, сменившись формальным произношением молитвы священниками. Во времена духовных пробуждений огонь действенной молитвы вспыхивал вновь, вызывая неподдельный интерес людей.

Когда полковник царской армии Василий Александрович Пашков узнал, что его жена пригласила в дом благовестника лорда Редстока, он небрежно заметил: «Какая пошлость! И охота людям слушать бессмысленного болтуна!». Однако во время молитвы этого благословенного мужа Божьего Пашкову открылось его состояние пред Богом. «Был день в моей жизни, — писал позже В.А. Пашков в письме русскому послу в Париже,- когда я увидел себя осужденным пред престолом суда святого Бога, ненавидящего грех. Слово Его при действии Духа Святого достигло меня и пробудило мою совесть».

Этот человек впоследствии много сделал для развития евангельского движения в России, за что был изгнан из страны по указу императора. Однако дело Божие не встало: искренние молитвы верующих продолжали приводить людей к спасению.

Ныне существует опасность угашения пламени молитвы как в церкви, так и в наших домах через обольщения суетой или незаконными наслаждениями.

Один известный актер на время съемок фильма о священнослужителе воздерживался от алкоголя и никотина, потому что ему нужно было войти в роль. Некоторые христиане следуют этому методу, «освящая» себя перед субботним-воскресным днем или перед хлебопреломлением, а в остальные дни живут, как язычники. Как может пребывать дух молитвы в их сердцах?

Богу нужны мужчины и женщины, которые начали бы усердно просить: «Господи! Научи нас молиться действенной молитвой, чтобы слыша молитву Твоего Духа в нас и через нас, люди испытывали бы Твое целительное прикосновение!».

 «…научи нас молиться…» (Лк. 11:1). Ученик не знал, как самостоятельно взойти на вершину молитвы и просил о руководстве в этом важном деле. Он сослался на опыт Иоанна Крестителя: «Если Иоанн научил своих учеников, почему бы Тебе не научить нас?»

Научить молиться под руководством Божьим – значит, молиться о побуждению и руководству Святого Духа, когда Он дает молитве вдохновение, тему, слова и сверхъестественное влияние, чтобы она несла наставление, утешение и обличение и молящемуся и слушающим его.

Когда в начале 20 годов И.С. Проханов выступил на православном съезде с воззванием от имени евангельских верующих, многие священники обратились к нему с просьбой переписать произнесенную им молитву, потому что она им очень понравилась. В ответ Иван Степанович развел руками: никак не могу помочь — молитва была дана Богом, а не выучена наизусть.

От молитв, дарованных Богом, не устанешь, ибо они пронзают сердце и вызывают желание молиться.

Все это ученик понял, слушая молящегося Христа. Его сердце зажглось желанием научиться молиться, и он сказал об этом Христу. Ответил ли Христос на это желание? Несомненно! Кажется, Он только и ждал этой просьбы и ныне миллиарды людей на всех континентах молятся по данному Христом образцу. Нельзя не согласиться с епископом Райлом: «И хотя мы не знаем, кто был тот ученик, весь мир будет помнить о том, что он сделал».

 Возможно, ученики ожидали услышать от Иисуса Христа о каких-то неведанных ранее молитвенных методиках. Однако, Он высказал идеи, которые были в некоторой степени уже им знакомы.   Иудеи обычно обращались к Богу в молитве со словами: «Отец наш небесный», хотя изредка были и такие нежные обращения как «Авва» (папа). Одна из типичных еврейских молитв того времени (каддиш) начиналась словами: «Да прославится и святится Его… имя… да грядет Его царство».

Господь показал, что суть молитвы не сводится к определенной формуле. Этому нашлось бы, по крайней мере, три причины.

Прежде всего, формулы легко превращаются в магические заклинания, как у язычников. Так, греки в своих молитвах перечисляли как можно больше титулов божества в надежде, что это привлечет его внимание. Молясь, язычники обычно напоминали о своих добрых делах и принесенных жертвах, пытаясь заставить божество исполнить обязательства, предусмотренные взаимным договором.

Далее, застывшие формулы не отражают сути отношений с Небесным Отцом, наполненных импровизацией, нежной любовью и непосредственной искренностью.

И, наконец, одна и та же молитвенная формула никак не охватит весь спектр человеческих переживаний. Разве вы станете читать молитву «Отче наш», отправляясь в церковь или на ответственную встречу, или у гроба любимого человека?

В своем поучении Христос оставил принципы, которые должны быть положены в основу молитвенной жизни. Это как в музыке: вы можете без знания музыкальной грамоты научиться играть «Собачий вальс» или «Чижик — пыжик». Но это не значит, что вы играете настоящую музыку. Настоящая музыка неизмеримо богаче. Ее можно сыграть, усвоив принципы музыкальной грамоты под руководством опытных педагогов.

Молитва как главное дело жизни, как средство Божьего влияния на мир, как источник укрепления и утешения, тоже является результатом верного применения принципов, данных Иисусом Христом.

 Историю про Марфу и Марию (Луки 10:38-42) знает каждый. И, пожалуй, нет проповедника, который бы   не укорял суетных «марф»  и не хвалил  бы кротких «марий».

А если бы Христос никак не оценил поступки сестер, кого бы мы тогда превознесли? Деятельную Марфу или созерцательную Марию?

Убежден, что лавры лучшей христианки достались бы Марфе. Мы уважаем деятельных и успешных. Мы  стремимся быть в их числе.  Мы с завидным упорством повторяем: только усердным трудом можно угодить Богу. И, подгоняемые чуткой совестью, стараемся вовсю – исследуем Писание, молимся, свидетельствуем, творим добро… Однако несмотря на все старания,  в глубине души мы испытываем  беспокойство, поскольку наш труд несет стойкую печать несовершенства. Нас страшит слово апостола о бесполезности  самых великих жертв, приносимых без любви. А что греха таить, многое мы делаем только потому, что «надо», а вовсе не потому, что любим. И вот в душе отстукивает такты грозная песня: «Неужели без плодов я явлюсь на зов Христов?» Карл Барт, знаменитый богослов XX века, заметил, что ангелы будут смеяться над ним, когда он придет на судилище Христово, неся под мышкой томики написанных им книг: какой интерес читать этот детский лепет?

Эти противоречия между тем, как «должно быть»  и тем, что «есть на самом деле»,  глубоко ранят душу и бьют по рукам. Мы знаем, что нужно быть мудрыми, терпеливыми, кроткими, ревностными, прощать до седмижды семидесяти раз, однако эти качества не всегда присущи нам. Иногда мы ведем себя неправильно. Мы осуждаем себя, каемся, даем обеты  посвящения Господу и вскоре снова спотыкаемся. Часто нами овладевает  желание перестать стараться и тихо сидеть в углу, ожидая снисхождения облака благодати. И если бы не укоры совести, мы бы там и сидели…

И невольно возникает вопрос: что хочет от меня Господь?  Что я должен сделать, чтобы угодить Ему?

К сожалению, мы, может, и много читаем, но так мало углубляемся в Библию — Слово Божие.  Отсюда и поверхностные знания  о  воле Бога и характере Христа, и как результат — многочисленные душевные и духовные хвори.

На одной конференции известный евангелист  задал людям очень простой вопрос:

— Верите ли вы всему, что пишут газеты и вещает телевидение?

Ответом было «нет!»

— А верите ли вы всему, что говорит Библия?

— Ответом было громогласное  Да!»

— Тогда почему вы больше внимания уделяете газетам, телевидению, а не Библии?

Правомерный вопрос, не правда ли? Мы так мало доверяем этой святой Книге!    А между тем, только Библия помогает нам выжить в этом безумном  мире! Только Библия ведет нас к совершенству.  Не воспринимайте Библию, как безжалостный Уголовный кодекс, она предназначена быть  книгой Божьей благодати, книгой-историей о Христе, показавшем нам Божий характер и Божью любовь, книгой- путеводителем в небесную страну.

Давайте войдем в «святое святых Библии», в котором постоянно звучит  молитва Иисуса Христа — проникновенная и сильная. В ней произносится и ваше имя. Упоминаются и ваши проблемы… Но не забудем «снять обувь» наших предубеждений,  ибо это земля святая!

Святое святых Библии – 17 глава евангелия от Иоанна.

«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,  так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.  Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.  Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.  И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.  Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.  Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,  ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.  Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.  И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.  Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.  Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.  Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершеннуюЯ передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.  Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира.  Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.  Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир.  И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.  Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.  И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.  Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.  Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.  Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.  И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».

 Посмотрите, что говорит здесь Христос:

  1. да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
  2. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
  3. они были Твои… и они сохранили слово Твое.
  4. слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно… и уверовали.
  5. соблюди их во имя Твое, чтобы они были едино, как и Мы
  6. чтобы они имели в себе радость Мою совершенную
  7. и мир возненавидел их, потому что они не от мира.
  8. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
  9. да будут едино, как Мы едино.
  10. любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Всё Евангелие – в одной молитве. Весь план спасения, вся Божья любовь. Эта молитва за тебя и за меня. Христос не только умер за каждого из нас, давая тем самым неоценимый шанс для спасения, но и уходя к Отцу, умоляет Его о действенной помощи нам в нашей части работы по нашему спасению. Поистине, сложно упрекнуть Боа в том, что Он что-то еще не сделал для нас!

Но это для нас еще и образец молитвы, истинной молитвы. Просто для примера, сравните одну из своих каждодневных молитв с этой. Много ли общего? Какие проблемы волнуют сегодня нас, перекликаются ли они с проблемами Господа? Есть ли у нас вообще общие точки соприкосновения? А если нет, то о каких взаимоотношениях вообще может идти речь?

Быть единым с Богом (а это 9-ый пункт), значит, иметь с ним общие проблемы, предпочтения, желания, дела. Размышляйте об этом постоянно. И молитесь — учитесь молиться, учитесь общаться с Богом, искренно, от всей души, с любовью. А не знаете, что говорить, не беда, так честно и говорите.  И как пример здесь хочется привести молитву монаха Ивана из фильма «Монах и бес», только кротчайшее и любящее сердце может произнести такие слова:

«Господи! Не знаю чего просить у Тебя… Ты Один ведаешь, что мне потребно… Ты любишь меня больше, нежели я умею любить даже самого себя. Дашь мне того, что я и сам не смею просить у Тебя. Не смею просить ни креста, ни утешения, только стою перед Тобой, сердце мое открыто, Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей, низложи и подними меня… Безмолвствую перед Святой Твоей волей, пред непостижимыми для меня Твоими судами… Приношу себя в жертву Тебе… Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь.»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *