Иосиф

Иосиф

Очень интересна и поучительна жизнь еще одного библейского героя – Иосифа. Мы впервые встречаемся с ним  в 37 главе Бытия. Что Библия сообщает нам о нем? Сын любимой жены Иакова, и сам любим Иаковым более других сыновей. Мы видим, что Иаков открыто показывает это. «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду.» Быт.37:3  Но мешает ли это Иосифу в его воспитании? Давайте проанализируем.

Начнем с того, что Иосиф доводил до отца худые слухи о его других сыновьях. (Быт.37:2). Как вы думаете это плохо? Кто он был в их глазах – доносчик, предатель? И вообще, он делал правильно? Смотрите, как мы видим из повествования Библии, братья Иосифа обладали многими, мягко скажем, нехорошими чертами – Рувим спал с наложницами отца, Симеон и Левий из-за сестры перебили население целого городка,  все они завидовали Иосифу и хотели от него избавиться, несмотря на то, что он родной брат. При такой ситуации – должен был отец знать о них то плохое, что в них было? Должны ли мы знать о своих детях плохое, или лучше, чтобы нам ничего не говорили об этом? Так правильно ли поступал Иосиф? Совершенно правильно. Причем не написано, что он клеветал против них. Нет, он говорил правду. И делал это из-за любви к братьям.

Зачем Иосиф рассказывает и отцу и братьям свои сны? Быт.37: 6-11 Тем более, что «братья его досадовали на него.» ?  Может лучше было промолчать? Или это было тоже частью того воспитания, которое будет затем продолжаться и  в Египте. Значит, мы можем определить следующие положительные качества характера Иосифа:

  1. Честность и отсутствие лицемерия.
  2. Искренняя любовь к отцу и братьям.
  3. Воспитание не только себя, но и своих братьев, помогая и себе и им стать достойными служения Богу.

Далее.  Братья не хотели воспитания со стороны младшего, нелюбимого ими брата, не хотели смиряться перед ним, и поэтому они решили его просто убрать со своей дороги, предложив самую крайнюю меру – убийство. Только Бог через Рувима и Иуду отводит это преступление, и братья продают Иосифа Измаильтянам, а те в свою очередь, продают его в рабство в Египет. И вот здесь самое интересное – читаем ли мы про то, что Иосиф всячески возмущается против этого, пытается бежать, устраивает своему новому хозяину забастовки, бунты, говоря не буду работать, лучше убей, и т.д.? Нет , мы читаем: «И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.» Быт.39:2  Смотрите, он там еще и трудится очень хорошо, на совесть. А это о чем говорит? Что он смирился со своей такой тяжелой долей, выпавшей на его судьбу. А почему он смирился? Почему мы не всегда смиряемся? Написано:  «И был Господь с Иосифом». А почему Он был с ним? Потому что Иосиф был с Ним. Это он ухватился, видимо, крепко-крепко за своего Господа, и не отпускался. Тем более, 17-летнему парнишке надеяться больше было не на кого, любящего отца рядом не было. Этим любящим отцом, опорой всей жизни и стал для него Небесный Отец. Он принял Его волю, а значит, и понял свое предназначение на этой земле. Об этом мы прочитаем  в гл.45 Бытие ст.5 и 8:  «Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни»  « Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.»

И это постоянное нахождение с Богом, то, что Иосиф крепко уцепился за Него, помогло ему выдержать следующее испытание – домогательства жены хозяина Потифара. А ведь это был молодой человек, в котором, как и во всех, кипели страсти плоти. Он научился усмирять и их ради исполнения Божьей воли.

Вот только люди не оценили этот его подвиг, а поверили женщине, и Иосиф подвергается новому испытанию – совершенно незаслуженно попадает в тюрьму. Ну, уж тут-то точно должны были сдать нервы, начаться депрессии, либо попытки самоубийства, либо хотя бы бунты какие-нибудь.  Но что это? «И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.» Быт.39:21-23  Опять мы видим, Господь находится с Иосифом, представляете, как крепко Иосиф держит Его. А это выражается в том, что Иосиф смиряется  и с тюрьмой, и с этим незаслуженным наказанием. Но и это еще не всё. Появляется надежда, что наконец-то пройдет эта черная полоса. Иосиф разгадывает сон виночерпию и просит его замолвить о нем словечко перед фараоном. Представляете, как он ждет, когда виночерпия выпускают на свободу. Но проходит день, два, неделя, месяц, а ничего не происходит. Ну, уж здесь-то должна бы рухнуть надежда на Бога, мы ведь вон как быстро ломаемся. Но нет, сидит себе Иосиф спокойненько в тюрьме и ждет, вспомнят ли когда-нибудь о нем, опять смиряется. И смирился, принял волю Бога. И через 2 года (!) Бог, наконец, выводит его из темницы. Но куда? Сразу в царский дворец – на должность заместителя фараона, представляете? Из грязи – да в князи.

Вот через какие испытания, трудности, преграды  надо было пройти Иосифу, как закалить свой характер, чтобы он мог стать тем, кто исполнит план Божий! Сколько   продолжались эти испытания?  17-18 лет он был, когда его продали и 30 лет, когда он предстал пред лицо фараона (Быт.41:46). Значит, около 12 лет. Представляете?  А знаете, Бог может нам дать и богатство, и славу, и власть, и всё самое-самое хорошее, но только тогда, когда мы закалены и это не сломает уже нас.

Давайте определим следующие  черты характера Иосифа:

  1. Смирение перед Богом ( что помогает перенести все трудности и испытания).
  2. Преодоление похотей плоти.
  3. Верность Богу: полная зависимость от Него, полное подчинение себя Ему (не оставляет Его, несмотря на серьезные испытания)
  4. Надежда только на Бога.
  5. Терпение.

Еще один интересный момент, на который мало кто обращает внимание. «И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского.»  Быт.41:45   Иосиф получил в жены дочь языческого священника, представляете! И прожил с ней затем всю жизнь. И, несмотря на это, мы нигде не читаем, что она отвратила  бы его от Бога. Хотя сколько совсем других историй – у Соломона, Исава, израильского царя Ахава и т.д. То есть, смотрите, не жена оказывала влияние на Иосифа, а он, видимо, на нее, потому что нигде в Библии о ней плохого слова не сказано. Да, и как тут не заметить, Иосиф всю свою жизнь прожил в чужой для него как физически, так и духовно, стране, в полном безбожии, язычестве. Однако, это никак не помешало ему оставаться вместе с Богом и не отвратило его от Бога. В отличие от евреев, которые шли по пустыне вместе с Богом, а заглядывались на чужих богов. Значит, это возможно! Это большой пример для нас.

Таким образом, еще одно качество характера Иосифа:

  1. Умение противостоять миру, языческой культуре и обычаям – святость, отделение себя от нечистого.

Как вы думаете, почему Иосиф не сразу признался братьям, когда они пришли за хлебом в Египет? Он видел, что они были еще не готовы к той миссии, которую предназначил им Бог – быть коленами Израилевыми. И Иосиф был тем, кто должен был подготовить их к этому.

Почему он называет их соглядатаями? (Быт.42:9,12, 14) Кто такие соглядатаи? Те, кто действуют тайно, в своих интересах, высматривая, как бы лучше напасть. Были ли братья по сути такими? Да, учитывая тайное нападение на город из-за Дины, завладение наложницей, продажа Иосифа, ложь о его смерти отцу и т.д. Таким образом, Иосиф говорил им правду, и им, осознав ошибки своей жизни, необходимо было это принять, понять и признать. Однако, они не хотели это сделать: « мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями.» Быт.42:11. Это было правдой? Нет. И Иосиф должен был разоблачить их, показать им их грехи, дать прочувствовать их, чтобы они могли отказаться от их совершения в дальнейшей жизни, научились любить. Потому и требование такое – привезите младшего брата, Вениамина, который тоже им не очень угоден, потому что отец любит его больше. А один из них – должен был остаться в Египте. И братья начали понимать: «И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие. Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается.» Быт.42:21-22

Воспитательный процесс начался. Дальше братья должны были пережить чувства Иосифа и понять боль отца, которую они ему причинили. Зачастую нам, чтобы исправиться, необходимо пережить то, что мы причинили другим. «И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе.» Быт.42:37 «Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни;» Быт.43:9

Необходимо было пережить и то, что меньшему брату – всё лучшее (помните разноцветную одежду), поэтому Вениамину всего давалось Иосифом больше, « и посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них.» Быт.43:34  « каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд» Быт.45:22 Братья должны были научиться принимать это без зависти, с любовью.

А зачем нужны были эти подкладывания сначала серебра, затем серебряной чаши в их поклажу? Нужно было показать им их нечестность, их непорядочность. А серебряная чаша нужна была и для того, чтобы Иуда, наконец, в своей жизни сделал тот поступок, который должен был сделать еще много лет назад – сохранить жизнь своего брата. Но если тогда хватило бы этого, то здесь задача уже утяжелилась – необходимо было ради этого пожертвовать еще и своей жизнью, и сделать это ради любви к отцу и брату. И он это сделал! Он стал, наконец, тем, кем и должен был быть изначально.  И поэтому, всё – задача выполнена, и Иосиф бросается со слезами к ним на шею, признаваясь, кто он такой. Как часто, воспитывая своих детей или других людей, мы не можем, к сожалению, проводить такие вот воспитательные процессы, и потому, оказываем им «медвежьи услуги», оставляя их в своих пороках и грехах.

А как относился Иосиф к своим служебным обязанностям, будучи вторым лицом после фараона?  Очень ответственно. И потому во все дни жизни своей он был на этой должности и человеком очень уважаемым в стране. Следовательно, еще одна черта его характера:

  1. Добросовестное и ответственное отношение к своим обязанностям.

Еще раз повторюсь, практически всю свою жизнь Иосиф прожил в языческой стране. Прошел воду (рабство), огонь (тюрьму) и медные трубы (власть, богатство), а кроме того, и предательство родных братьев. Ничто не смогло сломить его. Даже полная чаша благополучия в царских хоромах, которая сломала самого Соломона. Почему? Что за такой крепкий стержень был в нем?

« И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.» Быт.50:25 Смотрите, он не прирос тут корнями, более того, он вообще не чувствовал эту землю своей. Он причислял себя только к Божьему народу – вот где он, там и Иосиф, не сам, так хоть кости его. Бог – был его тем крепчайшим стержнем, который помог ему вынести всё и при этом ни разу не согрешить. По крайней мере, Библия об этом не упоминает, а Библия – это очень честная книга. И, наконец, еще одни черты характера Иосифа:

  1. Причисление им себя только к Божьему народу, и никакому более.
  2. Исполнение воли Божьей в своей жизни.

Помните, мы также обсуждали жизнь Даниила. Два великих мужа. Сравните  их принципы жизни, черты характера. Они похожи. Они смогли прожить эту жизнь так, как нужно. Они показывают нам, что это возможно. Надо только поставить себе цель, увидеть ее, и крепко схватиться за руку Того, Кто сможет тебя до нее довести. Именно схватиться, а не взять. Потому что, когда мы беремся за руку, мы можем ее и в любой момент отпустить. Но когда вы вцепились в кого-то, представляете? Попробуй вас тут – оторви. Вот так, вцепитесь в Бога мертвой хваткой, чтобы никто, ничто и никогда – и вперед, по жизни!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *